История возникновения дрифта
Уличные гонки (далее стрит-рэйсинг) — гонки на автомобилях, которые проводятся на общественных дорогах. Это нелегальный вид автоспорта и запрещен правилами дорожного движения. Дорожные службы стараются пресекать такие соревнования, но так как они проводятся слишком часто, гонщиков либо совсем не ловят, либо они скрываются от полиции.
Стрит-рэйсинг впервые появился в США около 50-ти лет назад. Там, из-за отсутствия горных дорог, наиболее распространенным до сих пор остается, так называемый, drag race. В Японии же стрит-рэйсинг стал наиболее популярен около 30-ти лет назад.
Легендарный японский гонщик Такахаси Кунимицу, прославившийся безупречным прохождением, так называемых "апексов" (от англ. Apex — вершина верх. Место в повороте, когда машина находится максимально близко ко внутренней стороне дороги перед поворотом) на высокой скорости, а потом прохождением всего поворота с помощью <дрифта>, сохраняя при этом высокую скорость. Его агрессивная техника обеспечила ему победу во многих соревнованиях, а так же толпу поклонников, которые наслаждались зрелищем горящих покрышек при езде на высоких скоростях.
Уличный гонщик Кеичи Тсучия был настолько очарован техникой Такахаси Кунимицу, что стал практиковаться в <дрифтинге> на улицах и быстро приобрел славу среди, так называемых <хасирия> (гонщики в том числе уличные). В 80-ых несколько популярных японских автомобильных журналов и тюнинг-компаний решили снять видео о мастерстве дрифтинга Кеичи Тсучия на горных серпантинах - Pluspy. Кеичи выполнял скольжения на легендарном, в последствие, автомобиле Toyota Corolla Levin AE86 Видео стало очень популярным среди дрифтеров-любителей. А Кеичи Тсучия получил прозвище <дорикин> (японизированное Drift King - король дрифта).
В США дрифтинг пришёл только в 1996 и практикуется на специально подготовленных трассах, т.к., во-первых, доработка автомобилей в многих штатах запрещена, а во-вторых, запрещены "намеренная пробуксовка шин" (burnout) и уличные гонки. В Японии же дрифтинг используется как в официальных, так и в нелегальных соревнованиях по горным дорогам - <тоугэ>. На жаргоне японских уличных гонщиков словом <тоугэ> чаще всего обозначают "соревнования на горных дорогах".
Для справки: <Тоугэ> на японском языке означает горный перевал. На жаргоне уличных гонщиков оно так же означает горный серпантин.
Дрифт как автоспорт
Дрифт (англ. Drift) - управляемый занос автомобиля при срыве задней оси колес. Передние колеса все время повернуты в противоположную повороту сторону. Автомобиль идет под углом к траектории движения, и сила, движущая автомобиль в обычных условиях вперед, на дуге поворота при управляемом заносе раскладывается на две составляющие.
- Радиальная: удерживает автомобиль на кривой и направлена перпендикулярно ей.
- Тангенциальная — направлена по касательной к траектории и осуществляет движение.
Причем перераспределять мощность мотора, вкладываемую в каждую составляющую часть, очень легко (теоретически): чем больше угол заноса, тем меньшая доля мощности идет на движение вперед. А большая — на противодействие центробежной силе. И наоборот: чем меньше угол, тем динамичнее ускорение и меньше сила, удерживающая автомобиль на кривой. На практике овладеть искусством дрифта довольно сложно, требуются долгие и упорные тренировки, необходимо великолепно чувствовать автомобиль, обладать отличной реакцией. Важно отметить, что дрифтом в классическом понимании является движение именно по сухому асфальту на заднеприводном автомобиле.
Соревнования по дрифту
Судейство
Уникальность дрифта заключается в том, что соревнования идут не на время. При оценке выступления гонщика учитывается несколько параметров:
- Траектория прохождения поворота - существуют специально обозначенные точки, проезжая рядом с которыми гонщик может получить больше очков, чем обычно.
- Угол к траектории - чем он больше, тем выше оценка
- Скорость (средняя скорость - 130 км/ч)
- Зрелищность и стиль (оценивается судьями и зрителями)
Если участники не смогли превзойти один другого, то проводится ряд дополнительных заездов, пока превосходство не будет очевидным. При этом, если зрители не согласны с вынесеным судьями решением, они могут его опротестовать воплями и неодобрительным гулом. И это чаще всего действует, после чего проводится дополнительный заезд.
Автомобиль для дрифта
Автомобиль для дрифтинга - это, как правило, заднеприводная машина с приличной мощностью. Практически всегда автомобили облегчаются и подвергаются тюнингу, в частности, форсируется двигатель, заменяется задний дифференциал. Классическими автомобилями для дрифта являются Nissan Silvia S15, Nissan 200SX/240SX, Mazda RX-7, Subaru Impreza WRX STI и «хачи-року» в дословном переводе "восемь-шесть" - AE86 (Toyota Sprinter Trueno, Toyota Corolla Levin) 1984-1986 годов. Nissan платформы S (Silvia/180SX/200SX/240SX) получил хорошую развесовку около 54:46, мощный и тяговитый турбомотор, чем полюбился дрифтерам. Наряду с доступностью тюнинга это сделало его культовым автомобилем. «Хачи-року» же многим открыла двери в мир дрифтинга, благодаря своей малой массе, надёжному сильному мотору и легкому управлению.
Основные приемы в дрифте
Yorin drift
Скольжение со срывом четырех колес. Торможение в повороте скольжением со сносом всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.
Kanteria / feint drift
Инерционный занос. Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты (шиканы). Когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую.
Breaking Drift
Торможение в заносе. Во время выполнения этого приема, тормоз нажимается во время вхождения в поворот и полностью отпускается по достижению точки <апекс>, благодаря чему вес машины смещается, что приводит к потере сцепления задними колесами. Затем занос контролируется с помощью рулевого колеса и подачами газа.
Power over drift
Силовой занос. Этот вид дрифта используется на машинах с высокой мощностью. Для входа в силовой занос нужно вывернуть руль в ту сторону, куда нужно направить машину, и нажать на газ до упора. Благодаря высокой мощности двигателя, задние колёса потеряют сцепление с дорогой. Чтобы выйти из поворота не повредив машину нужно отпустить газ, но не до конца, и повернуть руль в противоположную сторону.
Hand breaking drift
Занос с использованием ручного тормоза. Эта техника довольно проста. В ней используется ручной тормоз, чтобы вызвать потерю сцепления задних колес и занос контролируется с помощью рулевого колеса и увеличением, либо уменьшением, скорости.
Side breaking drift
Боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв задних колес и машина скользит почти боком.
Chokudori
Обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.
Manji
Выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифтингу. Мандзи является подготовкой для выполнения очень многих техник, таких как тёкудори и инерционный занос. |